
Главной позицией психолога является создание условий жизненных систем и выбор этих систем для детей. При совместной работе
психолога и педагогов и родителей у ребенка формируются условия для создания личностной позиции: осознание
собственного «я», уверенность в себе и умение формировать собственное мнение.
Школьный психолог выступает в роли организационного звена между детьми и педагогами, так как это необходимо для защиты интересов и выявления возможностей школьников.
Зачем психолог в школе?
Часто у родителей может возникать такой вопрос. Что делает психолог в школе? Психолог совместно с педагогами помогает развитию ребенка и преодолению возникающих трудностей во время обучения в школе. Развитие личности ребенка, его способностей и интересов – процесс непрерывный. Для того, чтобы прогнозировать, направлять и вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать. Психолог сопровождает учебный процесс учащихся.
Цель сопровождения учащихся:
Гармоничное развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.
Задачи:
- помочь детям быстрее и безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
- помогать в развитии высших психических функций (памяти, внимания,мышления)
- помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- диагностировать причины трудностей и найти соответствующие методы коррекции
Как проходит работа с детьми:
- наблюдения на уроках;
- консультации с родителями;
- проведение опросов и анкетирование;
- индивидуальная работа с детьми;
- формирование и работа проблемными тематическими группами (3 – 4 чел.);
- работа с детьми в подготовительных группах (10 – 12 чел.);
Вот несколько советов родителям будущих школьников:
6. Подготовка к грамматике: ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) Ребенок умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним.
7. Подготовка к математике: успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше - меньше", "старше - моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
8. Развитие мелкой моторики рук: не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
Запомните:
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша. Какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ!
Рекомендации родителям по подготовке ребёнкак детскому саду.
-
Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).
-
Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
-
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
-
Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
-
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
-
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
-
Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
-
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
-
Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
оформить его рассказ (наводящими вопросами помогите ему выстроить свой ответ распространенными предложениями).
Десять заповедей родительства
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или как ты хочешь.
- Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай что ребенок твой. Он божий.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя?
- Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодатности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относитесь к его проблемам с высока: тяжесть жизни дана каждому по силам. И будь уверен: его тяжела не меньше, чем твоя. А может быть и больше. Потому что у него нет еще привычки.
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь сделать для своего ребенка.
- Мучь, если можешь и делаешь.
- Помни – перефразируя слова одного человека, сказавшего это об отечестве- для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – праздник, который пока с тобой.
Родительские установки
Многое из тех установок, которые дети получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных житейских ситуациях.
Негативные установки |
Позитивные установки |
«Ты всегда это делаешь хуже других..» «Ты всегда будешь грязнулей!» «Женщина глупее мужчины…» «Ты плохой!» «Будешь букой – один останешься…» «Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки…» «Сильные люди не плачут…» «Думай только о себе, не жалей не кого…» «Ты всегда, как твой (я) папа (мама)». «Дурачок ты мой!» «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» «Вот и будешь по жизне мыкаться, как твой папа (мама)…» «Не будешь слушаться- заболеешь…» «Яблоко от яблоньки не далеко падает» «Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» «Не твоего ума дела…» «Бог тебя накажет…» «Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет». «Не верь никому, обманут…» «если ты будешь поступать, никто с тобой дружить не будешь!»
|
«Каждый может ошибаться! Попробуй еще!» «Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» «Чистота – залог здоровья» «Все зависит от человека…» «Я тебя люблю любого…» «Люби себя и другие полюбят тебя…» «Все в этой жизни зависит от тебя» «Поплачь – легче будет». «Сколько отдашь – столько и получишь» «Какая мама умница! Какой у нас папа молодец. Они самые хорошие!» «В тебе все прекрасно…» «Какое счастье, что ты у нас есть!» «Каждый сам выбирает свой путь». «Ты всегда будешь здоров…» «Что посеешь, то и пожнешь!. «мы любим, понимаем, надеемся на тебя». «Твое мнение всем интересно» «Бог любит тебя!» «Кушай на здоровье!» «Выбирай себе друзей сам…» «Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе». «Как аукнется, так и откликнется»
|