Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.04.2024, 08:34

МБОУ "Начальная школа-детский сад №14"

Меню сайта
Сведения об образовательной организации
Основные сведения [1]
Структура и органы управления [1]
Документы [1]
Образование [1]
Образовательные стандарты [1]
Руководство педагогический состав [1]
Материально техническое обеспечение [1]
Стипендии и иные виды материальной поддержки [1]
Платные образовательные услуги [1]
Финансово хозяйственная деятельность [1]
Вакантные места для приема [0]
Наш опрос
Как Вы оцените наш сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страничка логопеда

 
 Страницу ведёт учитель-логопед
Залецило Ольга Сергеевна
                                                                                        
 
Советы логопеда
 
     В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два "золотых нельзя":
     Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и "сюсюкать". Нужно: Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
     Нельзя обозначать окружающие предметы звукоподражаниями. Например: ребенка спрашивают: "Кто это?"- показывая на собаку, а он отвечает "гав - гав". Нужно: Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой: не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово, попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете и только потом объясните "как звучит" или "как говорит".
     Существуют несколько простых правил, следуя которым вы заложите основы грамотной речи своего малыша:
  • обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к  вам доверие.
  • для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
  • включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
  • для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
     Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать "Вон летит ворона". Ему нужны "комментарии" к этой вороне. Примерно вот так: "Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать."
     Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
     И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
 
 
 Почему возникают нарушения речи?
 
     Точную причину нарушений, конечно же должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
 
 Возможные причины:
  • "педагогическая запущенность": ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом ;
  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов: это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до , во время или после родов ; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист ;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет ;
  • наследственные факторы ;
  • снижение слуха ;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата ;
  • сосание пальца.

 Как правильно организовать занятия дома

 
        Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
    Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 - 20 минут (начинать надо с 3 - 5 минут).
    Занятия должны проводиться 2- 3 раза в день.
    Лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
    Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
   Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
   Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  Не употребляйте слово "неправильно", поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
   Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
   Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.
   Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.
   И не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
   Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд всё перетрут. Удачи вам и успехов!
 
Артикуляционная гимнастика
 
     Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
   Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
   Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
   Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
   Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
 
Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнастики
 
  1.  Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
 
Организация проведения артикуляционной гимнастики
 
  1.  Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2.  Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
   Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
   Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
   Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
 
Упражнения для губ
 
  1.  Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2.  Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
  6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
 
Упражнения для развития подвижности губ
 
  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
  6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
  7. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
  8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
 
                  Если губы совсем слабые:
  • сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
  • удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
  • удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
 
Упражнения для губ и щек 
  1.  Покусывание губ, похлопывание и растирание щек.
  2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
  4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
  1.  Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

  Динамические упражнения для языка

  1.  Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
  3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  6. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
  7. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  11. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 Речевое дыхание

       Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
   Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:
  • воздух набирать через нос ;
  • плечи не поднимать;
  • выдох должен быть длительным и плавным;
  • необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

 Упражнения для развития речевого дыхания:

 «Футбол»
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
 
«Ветряная мельница»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
 
«Снегопад»
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
 
 «Листопад»
 Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
 
«Бабочка»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
 
«Кораблик»
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
 
 «Одуванчик»
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
 
«Шторм в стакане»
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz